wrapper

Среди великого множества праздников начала года почти незаметным для невоцерковленных людей проходит день Обрезания Господня.

 

 

 

 

  • Среди великого множества праздников начала года почти незаметным для невоцерковленных людей проходит день Обрезания Господня. Странный праздник, вызывающий у многих недоумение, тем не менее, относится к числу особо важных для Церкви и христиан. 
    Так уж сложилось, что к началу каждого нового года, спешащего сменить предыдущий, концентрация праздников заметно возрастает. Тут и сам Новый Год, и предшествующее ему Рождество по западному стилю, и наше, "юлианское" Рождество, и старый Новый Год, и Крещение… Светские и религиозные праздники отмечаются населением с одинаковым энтузиазмом, невзирая на конфессиональные и прочие мировоззренческие расхождения. 
    В ряду этих праздников для людей, не очень глубоко погруженных в церковную жизнь, не всегда заметен праздник с несколько неожиданным названием "Обрезание Господне". И тем не менее, в церковном календаре он есть, и даже относится к категории великих церковных праздников, наравне с Рождеством Иоанна Предтечи, днем святых первоверховных апостолов Петра и Павла, Усекновением главы Иоанна Предтечи, Покровом Пресвятой Богородицы. Выше по значению, чем великие, в церковном календаре стоят только двунадесятые праздники (их, соответственно, 12) и, конечно, Пасха. 
    Этот праздник отмечается в Русской Православной Церкви первого января по старому стилю, то есть 14 января по новому, совпадая тем самым со старым Новым Годом. В Католической Церкви он тоже присутствует и отмечается первого января, совпадая с гражданским Новым Годом и католическим праздником Имени Иисусова. 
    Установлен праздник Обрезания Господня в память об историческом событии — на восьмой день после своего рождения Сын Марии, согласно Закону Моисееву, был обрезан и получил имя, предвозвещенное ангелом — Иисус, что значит "Бог спасает". Вот что говорит об этом событии Евангелие от Луки: "По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве" (Лк.2:21). 
    Праздник этот очень древний, первые сведения о нем относятся уже к IV веку — то есть примерно к тому же периоду, когда христиане начали отдельно праздновать Рождество. Во многом установлению этого праздника способствовала полемика христиан с еретиками-докетами, утверждавшими, что Бог не стал человеком в полном смысле слова, а пришел под видом эфемерной, иллюзорной плоти, лишь казался человеком. Факт совершения над младенцем Иисусом обрезания ясно свидетельствовал, что плоть Его была отнюдь не иллюзорна. 
    Вообще, смысл этого праздника вовсе не исчерпывается воспоминанием о ритуале, совершенном над основателем религии, в которой этот ритуал не практикуется. Значение этого события на мистическом языке христианства говорит о многом. Творец мира, умалив Себя и став человеком, подчинился не только человеческой природе, но и религиозному Закону, всем человеческим установлениям. Православный святой Димитрий Ростовский замечает даже, что в факте обрезания проявилось еще большее смирение Творца, нежели в факте рождения — при рождении Бог принял образ человека, а при обрезании — образ грешника, нуждающегося в религиозных ритуалах. 
    Кроме того, Создатель Сам дает пример человеку, как нужно выполнять все божественные установления: не имея нужды в совершении над Собой обрезания, Он тем не менее покоряется Закону. "Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление" (Гал.4:4,5). 
    Вот сколько интересного и важного сосредоточено в этом празднике; неудивительно, что церковная традиция ставит его на столь почетное место. В стихире (особом церковном песнопении), посвященном Обрезанию Господню, поется: 
    "Сходяй Спас к роду человеческому, прият пеленами повитие, не возгнушася плотскаго обрезания, осмодневен по Матери, безначальный по Отцу. Тому вернии возопиим:Ты еси Бог наш, помилуй нас".
http://www.zoofirma.ru/