wrapper

Новости нашего прихода

10 июня 2021 года в день двунадесятого праздника - Вознесения Господня, в нашем храме была совершена Божественная литургия, которую возглавил настоятель храма - протоиерей Сергий Барашков. 

На сугубой ектенье были произнесены особые прошения "о единстве Святого Православия". Затем была совершена молитва о прекращения вредоносного поветрия. 

По окончании богослужения было совершено славление перед иконой праздника и далее отец Сергий обратился с проповедью к пришедшим.

Накануне вечером в храме было совершено Всенощное бдение с литией.

6 июня 2021 г. в Неделю 6-ую по Пасхе - о слепом, в нашем храме была совершена Божественная литургия. 

На сугубой ектенье были произнесены особые прошения "о единстве Святого Православия". Затем была совершена молитва о прекращения вредоносного поветрия. 

По окончании богослужения отец Сергий обратился с проповедью к пришедшим.

Накануне вечером в храме было совершено Всенощное бдение.

НАШЕ ПРОЗРЕНИЕ

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

 

Христос воскресе!

Быть может, именно для нас, для нашего поколения особенно важно сегодняшнее повествование об исцелении слепорожденного. Спаситель, проходя мимо слепца, известного всему Иерусалиму, не спрашивая его ни о чем, не спрашивая даже о его вере, «мимоидый» – исцелил его. Слепой сделался зрячим, а слепые фарисеи стали пытать его, кто же сотворил над ним это великое благо, которое они сами никогда не могли и не смогут совершить.

    

Они стали придираться, обвиняя Спасителя, что это великое дело Божие сотворено в день Божий, в субботу. Не находя ни одного слова, чтобы противостать Истине, Которая блистала пред ними невиданным чудом, фарисеи все же не удержались и в зависти и злобе извергли хулу на Бога и на Духа Святого.

Иногда спрашивают: что такое хула на Святого Духа? В сегодняшнем Евангельском чтении описан этот страшный грех: фарисеи видят силу Божию – явленную в исцелении слепорожденного – и все равно упорно отрицают ее. Они издевательски призывают: «Воздай славу Богу, мы знаем, что Человек тот (Который исцелил тебя) – грешник». А исцеленный говорит: «Грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слышано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего». И тогда фарисеи изгнали его вон, т. е. отлучили от синагоги, отлучали от всего общества израильского.

Он лишен всех прав. Отныне никто по иудейским законам не может с ним ни общаться, ни помогать ему, ни жить вместе с ним. Отец и мать отказались от него.

«Отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя…» Именно тогда Спаситель Сам находит его и говорит: «Ты веруешь ли в Сына Божия?» Прозревший спросил: «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» И тогда Спаситель говорит ему, почти как и на прошлой неделе самарянке: «И видел ты Его, и Он говорит с тобою». И никаких больше доказательств не нужно было слепорожденному. Он поклонился Ему как Богу и сказал: «Верую, Господи».

Не случайно неделю назад Святая Церковь представила нам такое же откровение Спасителя грешной, но чистой сердцем женщине-самарянке. Оба этих евангельских человека узрели Бога.

Мы все – поколение слепорожденных. Мы были рождены по большей части своей вне веры в Господа. Духовные очи наши по плану, выношенному еще издревле, должны были оставаться закрытыми до самой нашей смерти. И миллионы, миллионы людей должны были отойти в вечность, не познав ни Бога, ни своей души, ни самого духовного мира. Было сделано все, чтобы мы, родившиеся слепорожденными от слепорожденных зачастую родителей, остались бы таковыми навсегда.

Но чудо Божие совершилось над нами. Господь, не спрашивая, веруем ли мы, не истязуя нас об этом, а, напротив, зная, что этой веры в нас нет, брением и скорбями помазал нас, как святым миром, и миллионы, миллионы людей в нашей стране исцелились. Отверзлись их духовные очи.

Наши современники, исцеленные слепые, как и этот слепорожденный, были подвергнуты тяжким испытаниям, допросам, издевательствам от фарисеев века сего, и многие из нас отлучены были от общества своих друзей, близких и родных. То, что произошло с евангельским слепорожденным, произошло со многими из нас.

Но почему Спаситель исцелил именно его? Почему чудо Божие явилось именно над этим человеком, а не над целою толпой таких же несчастных, увечных, больных, которые стоят рядом с ним? Две недели назад мы читали в Евангелии, как Спаситель исцелил расслабленного. Но тот хоть жаждал исцеления и надеялся на него – уже в течение 38 лет. А слепорожденный даже не имел веры, потому что не знал, в кого верить – он просто не видел Господа, не видел Того, Кто сказал ему: «Пойди на купальню Силоам и умойся». Именно ему Спаситель, видя его мужественное исповедание перед врагами Истины, врагами Божиими, открыл Свое Божество.

Но все же, почему исцелялись одни и не исцелялись другие? Почему Спаситель, проходя мимо толпы убогих, нищих, инвалидов, расслабленных, выхватывал одного и исцелял? Почему из миллионов и миллиардов слепорожденных только малое стадо становится зрячими духовно, почему из сотен народов, живущих в мире, только немногие исповедуют спасительную Православную веру?

По-человечески сказать, это несправедливо. По-человечески сказать – чем другие слепые были хуже этого слепца? А другие расслабленные, лежащие при купели Силоамской, хуже этого расслабленного? И чем мы с вами (а каждый из нас знает сам себе цену – очень невысокую) лучше, чем миллионы наших братьев и сестер в этом мире, которые не просвещены светом веры?

Спаситель и в дни Своей земной жизни, ходя по земле, избрал из многих лишь тех… кого Он избирал. И ныне происходит то же самое. И среди народов в целом тоже Господь избирает только тех, кого Он избирает.

Так кто же наконец те, кого избирает Спаситель?

Перед Своими страданиями, на Тайной вечере, Он говорит ученикам: «Я избрал вас от мира». А потом в Первосвященнической молитве обращается к Отцу: «Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал». Кто же они? Богатые и великие люди? – Нет, конечно. Только одни нищие? – Тоже нет. Среди избранных Богом были люди всех состояний. Или это были люди, богатые другим – разумом и мудростью? – Ничего подобного. Были люди мудрые, которые признавали свою немощь ума, и были люди совсем неученые, а то и просто юродивые, которым вдруг ниспосылались особые откровения. А может быть, это были люди, богатые грехами, потому что Господь «грешников пришел спасти»? – Но мы знаем, что все грешны перед Богом. Или, может быть, это были люди, богатые верой? – Да, Господь требовал веры от людей. Но вот слепорожденного Он исцелил без его веры. Расслабленного, которого, раскрыв кровлю здания, спустили пред Ним, Он исцелил лишь по вере принесших его. А еще мы знаем, что и бесы веруют и трепещут… Так кого же Господь избирает в наследие Себе?

Апостол говорит в одном из посланий: «Теперь уже не я живу, но живет во мне Христос». Вот кого избирает Спаситель: тех, кто может отвергнуть себя и стать жилищем Бога.

По неизреченному Божественному смотрению избираются лишь такие люди. Пусть этот человек будет малодушным, как этот расслабленный, две недели назад предавший Спасителя, но и он мог сказать, хотя бы в какое-то время своей жизни, что вот, во мне живет Христос. Он смог стать Его храмом. И Иуда какое-то время был храмом Божиим! Но кто растлит храм Божий, того растлит Бог…

«Теперь уже не я живу, но живет во мне Христос». То же самое могут сказать и все, кого избирает Бог. Упраздняется ветхий человек, и созидается Христос в человеке.

Но Христос живет в человеке совсем не умозрительно, совсем не только в уме нашем. В уме Христос у многих верующих людей: и у протестантов, и у католиков, и просто у тех, которые говорят: да, я верую во Христа, но я вне Церкви. Есть те, кто мудрствует о Христе, предается мечтательствам о Нем, хочет о нем слышать, – но жизни Христа в них нет. Они вне Тела Христова, вне Христовой Церкви. Поэтому-то и выходит, что многие народы, узнавшие о Христе, живут вне Его Тела, вне Его Божества.

Конечно, мы говорим это не для того, чтобы возгордиться. Святая Церковь говорит об избранных как о величайшей милости Божией ко грешному человеку, но и как о величайшей ответственности. Потому что и избранные, к несчастью, могут уподобиться Иуде, стать отступниками, в которых когда-то жил Христос, а потом они своего Спасителя предали и распяли.

Наше прозрение в том и заключается, что мы начинаем видеть себя исполненными грехов и способными к любому злу и любому предательству. Наше прозрение – в том, что мы начинаем видеть мир таким, как он есть – лежащим во зле. Наше прозрение – в том, что мы начинаем видеть и ценить в этом мире более всего лишь великое милосердие Божие к нам и ко всему слепому человечеству. А если мы всего этого не видим, значит нам только кажется, что мы прозрели, а на самом деле мы остались по-прежнему слепы, от чего избави нас Господь!

Христос воскресе!

15 / 28 мая 1995 г.

 

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

Источник: http://www.pravoslavie.ru/35151.html

22 мая 2021 года, в праздник перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар - престольный праздник нашего храма была совершена праздничная Божественная литургия, которую возглавил протоиерей Сергий Барашков.

На сугубой ектенье были произнесены особые прошения "о единстве Святого Православия". Затем была совершена молитва о прекращения вредоносного поветрия. 

По окончании богослужения был совершен крестный ход вокруг храма, по окончании которого отец Сергий обратился с проповедью к пришедшим.

Накануне вечером в храме было совершено Всенощное бдение с литией.

 

СЛОВО В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЦА

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

 
Дорогие братия и сестры, когда Господь проповедовал на земле слово Божие, то Его окружали и теснили тысячи людей. Ближе всего к Нему теснились ученики Его; были и другие, жаждущие послушать святую проповедь, были и те, кто пришел с тайной надеждой обрести исцеление от многоразличных своих недугов. Словом, скорбь человеческая рекой стремилась к стопам Милосердного Учителя. И Он, по совершении исцелений, став на ровном месте и отверзши уста Свои, произнес на все времена неизменные Божественные заповеди: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах (Лк. 6, 20-23).

Откликнулось человечество на эти святые призывы своего Спасителя? Да, откликнулось - в лице Апостолов, святителей, мучеников, преподобных и всех истинных последователей Христовых. Смиренные сердца их приняли Его заветы и принесли богатые и обильные плоды. Смирение стало корнем, из которого произрастают прочие плоды святой веры. Смирение вознесло людей, низвело на них многоразличные дары благодати и прославило их в Царствии Небесном. Вот в числе таких смиренных и кротких делателей и подвижников добродетели и является чествуемый ныне Церковью Святитель Христов Николай, великий угодник Божий, который, услышав о Христе и о Его спасительном учении, пошел неуклонно и верно за Ним, в точности исполняя евангельские заповеди и во всем стараясь подражать своему Владыке.

Родившись в Ликийской стране от благочестивых родителей Феофана и Нонны, Святитель Николай с детства рос смиренным и богобоязненным отроком. Воодушевленный простой, но живой и сердечной верой, он в своей ревности по славе Божией был подобен иным великим ревнителям ее - пророку Божию Илии и Крестителю Господню Иоанну. Его ревность по славе Христа Бога проявилась и в том, что он на первом Вселенском Соборе, не стерпев еретического кощунства, еретика Ария ударил по щеке, за что Отцами Собора был осужден. Но Господь, явившись вместе с Пресвятой Богородицей некоторым из Святых Отцов, оправдал его и восстановил в епископском сане: Отцы видели в видении, как Спаситель Сам вручил ему Евангелие, а Матерь Божия - омофор. Оправдал, ибо поступок его был не следствием порочности сердца или грубости нрава, но следствием ревности по славе Божией.

В другой раз его праведная душа, возмущенная неправедным осуждением невиновных, воспламенилась ревностью о спасении их, и он, полагая душу свою за ближних, избавил их от смерти. Так же он и в темницах заключенных посещает, и в море погибающих чудесно спасает.

Так прославился Святитель Христов Николай своим милосердием, сострадательностью и помощью страждущим людям. Ведь мы, в силу своей немощи, большей частью обращаемся к Богу и святым Его за помощью в своих телесных и душевных нуждах, и более всего к тем из святых, которые явили особенно много дел милосердия и помощи страждущим. Имея суровый, строгий и молчаливый внешний вид, Святитель Христов обладал редкой душевной добротой, сердцем нежным и сострадательным ко всем скорбящим и страждущим и всегда спешил на помощь призывающим его. Поэтому и пользуется он особенною любовью и почитанием, и не только среди православного народа, но и среди евреев, магометан и других иноверных. Вся подсолнечная полна его чудес, щедро даруемых всем, в скорбях обращающимся к нему.

Святая Церковь в своих песнопениях прославляет его как алчущих кормителя, обуреваемых на море изрядного правителя и скорого помощника всем, находящимся в бедах и скорбях. И действительно, вся его жизнь представляет собой непрерывный ряд благодеяний, оказанных страждущим людям.

Вот один из таких примеров. Один несчастный человек разорился и, имея трех взрослых дочерей, в отчаянии вознамерился поправить свои дела гнусным способом - продажей чести девушек. Святитель узнает о бедственном положении семьи и, не дожидаясь просьбы, стремится предотвратить грех и бедствие, хочет спасти и душу, и тело невинных девиц от позора. Под непроницаемым покровом полуночи приходит он к жилищу бедняков, тайно опускает в оконце мешочек с золотыми монетами и незаметно скрывается. Он следит за тем, как отец девушек распорядится его даром, и, убедившись в разумном его употреблении, еще дважды повторяет свое благодеяние, пока все три девицы не были устроены. Но благодарный отец на третий раз подстерег своего тайного благодетеля, бросился ему в ноги со словами: "Чем благодарить мне тебя, человек Божий!". "Молчанием", - отвечал Святитель.Не только при жизни, но и по смерти не перестает он благотворить обращающимся к нему с молитвами. Поэтому из всего сонма угодников Божиих Святитель Николай пользуется особенной любовью православного нашего русского народа. В честь его было построено много храмов, само имя его любезно православному русскому человеку, и потому оно часто встречается в христианских семьях.

Помолимся ему, чтобы он испросил нам дары духовные: смирение, кротость и любовь. Святителю отче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим! Аминь.

1961 год

 

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Источник: http://www.pravoslavie.ru/1554.html

 

30 мая 2021 года в Неделю 5-ю по Пасхе - о самаряныне, в нашем храме была совершена Божественная литургия.

На сугубой ектенье были произнесены особые прошения "о единстве Святого Православия". Затем была совершена молитва о прекращения вредоносного поветрия.

По окончании богослужения отец Сергий обратился с проповедью к прихожанам храма.

Накануне вечером в нашем храме было совершено Всенощное бдение.

Проповедь митрополита Антония (Сурожского) в Неделю 5-я по Пасхе.

О самаряныне

sam500

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

КОГДА Христос разговаривал с самарянкой, Его ученики дивились: как Он может говорить с чужим человеком? Но Бог есть Бог всех; всех сотворил Господь, всех объемлет Его любовь, ко всем пришел Христос, ради всех Он жил, ради всех Он умирал, для каждого Он пережил Богооставленность, и в таинственный, страшный ад каждого человека Он вошел. Ученики еще делили людей на своих и чужих; Христос всех объемлет одной любовью. И мы призваны, будучи Христовыми, так же и относиться ко всем, ради которых пришел Спаситель на землю, ради которых Отец отдал Своего Единородного Сына на смерть.

Так ли мы относимся к людям? Не делим ли мы их на «своих» и на «чужих», на друзей и на врагов? Мы призваны не к друзьям Божиим, а к «врагам» Божиим идти с благовестием о спасении, с благовестием о новой жизни, которая в Боге и которая им дается.

В конце сегодняшнего Евангелия Спаситель говорит: Поля уже побелели, жатва уже готова, а делателей — мало… И когда мы оглядываемся на христианское общество, на свою Церковь и на все Церкви, которые именем Христа себя называют — и справедливо! — разве мы не ужасаемся при мысли, что нас столько, а слово Божие умирает в нашей среде? Прозвучит — и умрет, прогремит — и больше ничего не слышно… Мы призваны Христом быть Его присутствием на земле, Его свидетелями; мы призваны быть на земле как бы продолжением Его воплощенного присутствия; больше того, если можно это сказать: присутствием и Христа, и Духа Святого, живущего в нас. И что? — миллионы вокруг нас жаждут; жаждут слова истины, жаждут слова надежды, слова любви, слова веры, жаждут, чтобы к ним пришел вестник от Христа, в котором они могли бы узнать Того, Кто его послал: Спасителя, не Судью, а Друга, способного сказать Иуде самому «друг Мой»… Поля побелели, миллионы жаждут, миллионы изголодались; а мы живем замкнутой, пугливой жизнью.

Когда самарянка услышала о Христе слова, которые дошли до ее души, пролились в эту душу, как живая вода проникает в иссохшую землю пустыни, — она все бросила; она забыла, зачем пришла к колодцу; она поспешила в город, чтобы поделиться с людьми чудом: она встретила Того, в Ком она почуяла Мессию, Спасителя мира Христа. И то, что она говорила и что с ней случилось, было таково, что люди поверили ее слову и пошли ко Христу… Кто, слыша наше слово, готов все бросить, все напрасные поиски, для того, чтобы прийти ко Христу, Который есть и Истина, и Путь, и Жизнь? Наше свидетельство тускло, бледно; ее свидетельство было подобно пламени; оно было прозрачно, как свет: люди слышали свидетельство и не видели женщину. Когда мы говорим, как часто люди видят только нас и не слышат слова, которое звучит, которое должно было бы прогреметь через нас, через нашу прозрачность доходить до них, как жизнь.

А затем, придя ко Христу, люди говорили этой женщине слова, к которым мы относимся часто болезненно: уже не по твоему слову мы верим, — мы сами видели!.. Как часто нам хочется, чтоб человек вспомнил с благодарностью о том, что мы его привели ко Христу, мы ему открыли дверь Церкви, мы ему дали радость, надежду, зачаток веры… С какой готовностью самарянка стала незаметной; с ней случилось то же, что было с Иоанном Крестителем: Христос вырос во весь рост перед людьми — и они забыли про Иоанна…

Подумаем и мы над нашим местом в деле спасения. Как часто я слышу людей, говорящих: почему нас мало? Почему это дивное провозглашение Православия не зажигает, не просвещает всех вокруг? — потому что мы тусклы! Потому что наше слово слабо, потому что мы боимся провозглашать всем голосом — и не голосом только, а всей жизнью — наше, или, вернее, Божие благовестие.

Задумаемся же над самарянкой. Христос пришел ко всем; Он нам возвестил, что придет время, когда не тут и не там надо будет искать истинных поклонников Богу и Отцу, что те, кто поклоняется Ему, должны поклоняться Духом и Истиной. Но этот Дух, эта Истина должны просиять через нас; мы посланы в мир, мы — апостолы Христовы, мы — свидетели Его, и по нам будут судить Христа… Подумаем над нашей ответственностью и с радостью поделимся тем богатством, тем счастьем, той верой и надеждой, тем ликованием, которые дает нам Христос. Аминь.

20 мая 1984 г.


Источник: Митрополит Сурожский Антоний. Воскресные проповеди.

23 мая 2021 года в Неделю 4-ю по Пасхе- о расслабленном, в нашем храме была совершена Божественная литургия, которую возглавил настоятель храма - протоиерей Сергий Барашков. 

На сугубой ектенье были произнесены особые прошения "о единстве Святого Православия". Затем была совершена молитва о прекращения вредоносного поветрия. 

По окончании богослужения отец Сергий обратился с проповедью к пришедшим. Накануне вечером в храме было совершено Всенощное бдение.

Неделя 4-я – о расслабленном

В этот день в храмах читается евангельский отрывок о чудесном исцелении Господом расслабленного. Он был в недуге 38 лет и ждал избавления от него около купальни, в которой раз в году исцелялся первый в нее входивший (Ин. 5, 1–14).

Эта купальня была прообразом дарованной Христом купели Крещения, в которой уже не раз в году, а в любой час каждый уверовавший может исцелиться, очистив себя от скверны греховной, и родиться для новой жизни. Пять крытых ходов, ведущих к купальне, символизируют пять Книг Моисеевых, ведущих ко спасению, то есть иудейское Писание, которое, по слову Самого Спасителя, свидетельствует о Нем (Ин. 5, 39). Соответственно, множество больных, лежавших вокруг купальни, являют образ пораженного грехом падшего человечества, ожидавшего пришествия Мессии и спасения.

Евангелие о расслабленном иносказательно повествует нам о болезни расслабления духовного. Таковое расслабление обыкновенно наступает от отчаяния или лености и уныния, но важно помнить, что и малейшее усилие и терпение, предпринимаемые верующим в такой ситуации, не пропадут даром, поскольку Господь всевидящ, и в известный Ему момент обязательно прострет свою десницу и речет: «Встань и ходи»! Важно помнить, что спасение человеков невозможно без какого-либо усилия со стороны самих челове-ков, ибо Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Матф. 11, 12).

Кондак праздника: Душу мою, Господи, во гресех всяческих и безместными деяньми люте разслаблену, воздвигни Божественным Твоим предстательством, якоже и разслабленнаго воздвигл еси древле, да зову Ти спасаем: Щедрый, слава, Христе, державе Твоей.

В среду 4-й седмицы празднуется Преполовение Пятидесятницы, т. е. половина времени от Пасхи до Пятидесятницы. Преполовение соединяет два величайших христианских праздника – Пасху и Сошествие Святого Духа. В этот день воспоминается событие из жизни Христа Спасителя, когда Он в Преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил в храме о Своем Божественном посланничестве и о таинственной воде, под которой разумеется благодатное учение Христово и благодатные дары Святого Духа. Об этой воде говорится в тропаре Преполовения: Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет. Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе.

16 мая 2021 года в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, в нашем храме была совершена Божественная литургия, которую возглавил настоятель храма - протоиерей Сергий Барашков. 

На сугубой ектенье были произнесены особые прошения "о единстве Святого Православия". Затем была совершена молитва о прекращения вредоносного поветрия.

По окончании богослужения отец Сергий обратился с проповедью к пришедшим и словами поздравления по случаю дня святых жен-мироносиц к прихожанкам храма.

Накануне вечером в храме было совершено Всенощное бдение.

СЛОВО В НЕДЕЛЮ ЖЕН-МИРОНОСИЦ 

 
Нынешний воскресный день определен Св. Церковью Христовою к ублажению памяти св. жен-мироносиц. Кто были жены-мироносицы? Все евангелисты прежде всего указывают на Марию, рожденную в Галилейском городе Магдалы, ту самую, из которой Иисус изгнал семь бесов. За такое благодеяние Мария Магдалина платила Господу пламенною любовью. Вторая мироносица - Мария Иосиева, мать Иакова и Иосии, следовала за Спасителем до самого гроба. Сын этой Марии, Иаков Алфеев, был одним из 12 Апостолов. Саломия была матерью сынов Зведеевых, Апостолов Иоанна и Иакова. Кроме Марии Магдалины и Марии Иаковлевой, св. Апостол Лука указывает на жен-мироносиц - Иоанну и еще других, не называя их по именам (Лк, 24, 10). Кто была эта Иоанна? Жена Хузы, домоправителя Иродова, исцеленная также Господом. По словам св. Апостола Луки, между женами была несомненно Сусанна (Лк. 8,1-3) и многие другие, которые служили Христу своим достоянием. Конечно, к числу жен-мироносиц принадлежали Мария и Марфа, сестры Лазаревы, столь пламенно любившие Господа.

Святая Церковь Христова ублажает память всех святых, и особенно дороги христианам эти жены-мироносицы, счастливые спутницы Христовы, которые служили Учителю не только своим достоянием, но и трудами рук своих, преданные Ему всем сердцем, страдавшие вместе с Господом, окружавшие Его не только во время путешествий, но и на крестном пути, на Голгофе, у самого Креста. Воспоминания о их самоотвержении, подвигах, о их несравненной и нежной любви ко Христу наполняют сердца верующих людей тою же любовию ко Господу и стремлением служить Ему до самой смерти!

Христос не выбирал жен-мироносиц и не звал их следовать за Собою, подобно Апостолам и 70 ученикам, но они сами пошли за Ним как за единою целию своей возрожденной жизни, как за вечной истиной, как за своим Спасителем и Сыном Божиим, несмотря на Его видимую бедность, простоту и явную враждебность к Нему первосвященников и народных наставников. Они сами покинули свои дома, дела, имущество, семьи и пошли за Господом, радуясь, что хоть чем-нибудь могут быть полезными Христу и Его общине. Во время крестного шествия Христа на Голгофу только женщины-мироносицы плакали и рыдали. Господь услышал вопль жен и обратился к ним со словом утешения. Что должны были испытать эти любящие жены, стоя у Креста Спасителя и видя весь позор, ужас и, наконец, смерть возлюбленного Учителя?! Все ученики от страха разбежались, даже Апостол Петр, обещавший умереть с Иисусом и трижды отрекшийся от Него, и только Богоматерь с Иоанном Богословом и жены-мироносицы остались у самою Креста. Затем Богоматерь унесли на руках, ибо Она лишилась чувств, но Мария Магдалина и другие жены-мироносицы, которых толпа отодвинула от Креста, пребывали здесь до самого конца. Когда Сын Божий испустил дух, те же жены-мироносицы поспешили домой, чтобы уготовить ароматы и миро, а Мария Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где полагали тело Иисусово во гроб. Они ушли только по наступлении совершенной темноты, чтобы пред рассветом опять прийти ко гробу. И за свое усердие к Сыну Божию, за решимость воздать Ему почестями при погребении, за свою непоколебимую веру эти святые жены первыми из человеков получили удостоверение о Воскресении Христа и сделались первыми и сильными проповедницами, как познавшие это из уст Ангела.

И так, возлюбленные матери, жены и сестры, пример благоговейных жен-мироносиц пред нами! Жизнь их многопоучительна и теперь для современных христианок. Они не отличались добродетелями, пока не знали Христа; Мария Магдалина была жилищем злого духа, Марфа была образцом житейских влечений и мирской суеты, но Божественное учение Спасителя, чудеса Сына Божия и благодать Христова совершенно их возродили.

По примеру жен-мироносиц многие христианские женщины впоследствии обратились с живою верою к вознесшемуся на небо Христу. В истории христианства мы видим множество матерей и жен, возлюбивших учение Христа и Святую Церковь более, чем свое знатное происхождение, земную славу, почести, богатства, наслаждение мира, более, чем родителей, мужей и своих детей, предпочитавших смерть отречению от Христа и Его заповедей. Мы знаем даже таких матерей, которые вели на казнь за Христа своих отроков и с радостью отдавали их в жертву людям, дабы прославить в Царствии Божием. Некоторые с великим мужеством и терпением распространяли учение Христово и просветили целые страны. Многие храмы и монастыри строились благочестивыми царицами, княгинями и боярынями.

Святая Церковь и ныне с упованием смотрит на вас, благочестивых жен и сестер! Вы поддерживаете еще веру в ваших семьях и заботитесь об украшениях и благолепии храмов. Но в наше время является множество жен с небывалым еще в истории христианства направлением и состоянием духа. Я хочу сказать вам о тех, которые не находят себе никакой деятельности, томятся своею жизнью, жалуются на скуку и чистосердечно спрашивают всех: что им делать, чем заняться? Они признают в себе недостаток энергии, здоровья и отсутствие всяких стремлений, желаний, дарований и любви к чему бы то ни было. Точно на них не лежит никаких обязанностей, точно они не дочери своих отцов и матерей, не матери своих детей, не жены своих мужей!?

Спрашивается: что делать тем, которые имеют на руках престарелых родителей и скучают? Покоить родителей и помогать им готовиться к переходу в загробную жизнь. Это ли не обязанность, не дело, не служба родителям, а главное - Богу? Что делать замужним женщинам? Сохранять то, что зарабатывают их мужья, создавать приятный очаг мужьям, воспитывать детей, блюсти в домах Дух Божий, быть примером христианской жизни для младших и служащих. Насколько дети окажутся подготовленными к духовной жизни и к борьбе со страстями, настолько жизнь их будет легче и избавлена от скорбей, испытаний и искушений. Но чтобы мать семейства могла свято исполнять свои важные обязанности, ей необходимы знание веры, искренняя вера, понимание любви Божией, любовь к Богу и неразлучная жизнь со Святою Церковью. У кого нет собственных детей, они могут посвятить жизнь чужим детям, часто бедствующим, заброшенным, осиротевшим, часто впадающим в грех по неведению. Спрашивают еще: где найти отдых от ежедневных забот и попечений? Странный вопрос для светского человека! Ведь столько в миру придумано развлечений и удовольствий, но надо признать, следовательно, что светские удовольствия не развлекают и не дают отдыха, а только денежно разоряют. Оно, несомненно, так. Поэтому пусть эти жены и девицы научатся истинной жизни у прежних христианок, у своих предков, которые находили покой и отдых в духовном чтении, в молитве, в церковной жизни, в благотворительности, в просвещении народа.

Возлюбленные сестры во Христе, помогайте пастырям, служите Господу! Аминь.

 

Священномученик Серафим (Чичагов)

Источник: https://pravoslavie.ru/1868.html

9 мая 2021 года в Неделю вторую по Пасхе, в день воспоминания уверения апостола Фомы, в нашем храме была совершена Божественная литургия, которую возглавил настоятель храма - протоиерей Сергий Барашков

На сугубой ектении Божественной литургии были произнесены особые прошения "о единстве Святого Православия" и "во время распространения вредоносного поветрия".

По окончании богослужения было совершено особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.

Проповедь архимандрита Илии (Рейзмира) в Неделю Антипасхи

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! 

Христос воскресе!
 
Дорогие братия и сестры! Первое воскресенье после Пасхи называется Антипасхой, что в переводе с греческого значит «вместо Пасхи», потому что в этот день в первый раз повторяется воспоминание Христова Воскресения. Так как в мировой истории нет события более великого, чем воскресение Спасителя, оно вспоминается не только раз в год, как все праздники, но каждую седмицу. Антипасха есть первый воскресный день, в который обновляется празднование Великого дня Господня и называется в церковных книгах «неделею новою». Это воскресенье называется также Фоминым, потому что в этот день вспоминается явление Господа нашего Иисуса Христа в восьмой день после своего воскресения ученикам и уверение Фомы через осязание им ран Христовых.
 

 Икона Уверение Фомы. 
Когда Господь явился апостолам в день Своего воскресения, по усмотрению Божию, с ними не было Фомы. Радостная весть о явлении воскресшего Господа, переданная учениками Фоме, показалась ему такой невероятной, что он сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей... и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».

Через восемь дней после этого Господу было благоугодно вновь явиться Своим ученикам, и Фома на этот раз был с ними. Приветствовав их, по обычаю, миром, Господь сказал Фоме: «Подай перст твой сюда... подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». — «Господь мой и Бог мой!» — радостно воскликнул Фома, в душе которого сразу исчезло всякое сомнение. «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» — такими были заключительные слова Господа в это Его явление. «Проповедуй же, Фома, Мое воскресение тем, кто не видел Меня. Заставь вселенную веровать не глазам своим, но словам твоим, пройди города и племена варварские, научи их вместо оружия облечься в броню креста. Проповедуй только, а уж они уверуют и поклонятся: не потребуют у тебя показать Меня. Исполни призвание и увидишь веру, ибо поистине: блаженны невидевшие и уверовавшие».

Неверие святого апостола Фомы называется в стихире на «Господи, воззвах...» Антипасхи «добрым неверием», так как произошло оно не от ожесточения сердца, не желавшего веровать в воскресение Господа, а от горячего стремления быть уверенным в чуде, которого апостол желал всей своей душой. Святитель Кирилл Александрийский говорит, что Спаситель, удостаивая Фому увериться осязанием Его пречистого тела в чуде воскресения, укрепил во всех грядущих поколениях веру, опровергающую всякие предположения о видении учениками бесплотного духа и утверждающую, что Сам Христос явился во плоти.

Итак, не будь неверующим, но верующим! Дорогие братия и сестры! Судьба нашего спасения зависит от того, будем ли мы верующими в Спасителя или неверующими. Господь наш Иисус Христос говорит: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». Ясно и решительно сказано, так что с нашей стороны невозможны никакие увертки. Желаешь спасения — верь; не хочешь спастись, хочешь своей вечной погибели — тогда не верь. Но кто же не желает себе спасения, вечного счастья? Все его ищут, ибо на то и рождаются. Однако же не все веруют. Даже можно сказать очень немногие веруют и верны Господу. Неверие, как чумная зараза, губит род человеческий. Горе нам, неверам и маловерам, ибо уготовляемся на страшное осуждение! «Маловерный! зачем ты усомнился?» — слышится иногда божественный голос в нашей душе. Но мы все-таки упорствуем. Страшно все это. Однако почему же это так? В чем причина неверия и маловерия?

Главная причина — это наша гордость, грубость и греховная, беззаконная жизнь. Святые отцы говорят, что вера становится живой и крепкой в человеке тогда, когда он очистит свое сердце отгреховных наклонностей, чувствовании и помыслов, от всего нечистого и скверного. Грехи против седьмой заповеди и грехи гордости приводят к упадку и потере веры. Поэтому прежде всего надо стараться покаянием и добрыми делами очистить свое сердце от прежних грехов и с помощью Божией хранить себя от всякой скверны плоти и духа. Постоянно читать святое Евангелие, Псалтирь, усердно молить Господа, чтобы умножил в нас веру. Подвигами благочестия надо искать веру, как искал ее апостол Фома.

Один инок пришел к блаженному старцу Исайи, жившему в пустыне много лет, и говорит ему: «Святой отец, научи меня, как мне поступать: вот я прочитал в Евангелии слова Иисуса Христа: "Если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших", а между тем ум мой объят пламенем сомнений... Как мне потушить этот огонь?» — «Приходи, сын мой, через три дня», — сказал старец и скрылся в своем жилище. Через три дня инок снова пришел к старцу и настойчиво просил дать ему совет, как пробудить в себе угасшую веру. «Приходи через четыре дня, тогда видно будет», — сказал Исайя. Юноша-инок пошел в обитель опечаленный, но через четыре дня опять пришел к пустыннику: «Дай наставление, святой отец, тоска снедает меня без веры, научи, не откладывай... Пожалей меня, грешного...» Пустынник кротко и ласково посмотрел в глаза инока и, захлопывая окно своейкеллии, сказал: «Иди ныне с миром. За советом приходи через пять дней». Инок окончательно растерялся и никак не мог понять, почему старец уклоняется от положительного ответа. Все пять дней мысль об этом не оставляла ищущего веры инока. На шестой день он опять был у старца, которого стал упрашивать со слезами: «Умоляю, святой отче, не гони меня: без веры не могу жить. Не уйду, пока не получу наставления...» Старец обнял инока, поцеловал его и сказал: «Сын мой! Ты уже имеешь веру, какой я не имею!» — «Я не имею веры, а только ищу ее. Научи, как мне найти ее, отче?» — «Кто так, как ты, усердно ищет ее, тот уже имеет ее», — был ответ.

Дорогие братия и сестры! «Ищите, и найдете», — сказал Христос. Будем неустанно трудиться над собой и просить, усердно молиться, чтобы стяжать чистоту сердца, ибо только чистые сердцем узрят Бога, и тогда наше гибельное маловерие и неверие превратится в глубокую живую веру.

Аминь.
 
Источник: Проповеди. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. 

В ночь с 1 на 2 мая в день Светлого Христова Воскресения в нашем храме были совершены Пасхальные богослужения - полунощница, Крестный ход, Пасхальная заутреня и Божественная литургия свт. Иоанна Златоуста. Богослужения возглавил настоятель храма - протоиерей Сергий Барашков. Перед началом богослужений в храм был доставлен благодатный огонь из Святого града Иерусалима, который был роздан пришедшим в этот день на богослужение. За богослужением были зачитаны пасхальные послания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и митрополита Чебоксарского и Чувашского Савватия. 

Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви

Преосвященные архипастыри, досточтимые пастыри и диаконы, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

В сей нареченный и святый день, исполненный пасхальной радости и дивного света, из уст в уста, от сердца к сердцу передается жизнеутверждающее благовестие: 

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Этими словами мы исповедуем непоколебимую веру в Того, Кому в Страстную пятницу предстояли у Креста, Кого вкупе с учениками и женами-мироносицами оплакивали, молясь перед Плащаницей. Сегодня же вместе с Ангельским Воинством, являя единство Церкви земной и небесной, торжественно возглашаем: «Днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко всесилен» (Канон Пасхи, ирмос 4-й песни).

Пасха Господня — ярчайшее свидетельство премудрости Божией и безмерной любви Творца к человеческому роду. Начало истории, как мы знаем, было омрачено духовной трагедией: падением прародителей двери Рая были затворены для людей, а страдания и смерть стали с тех пор неизбежным последствием греховности человека. Но, утратив общение с Богом — Источником жизни, люди не лишились Его благости и любви.

Вместе с тем, как пишет Николай Кавáсила, святой XIV века, «любовь Божия была безмерна, а знака, коим бы выразить ее, не было» (Семь слов о жизни во Христе. Слово VI). Любовь обнаруживает себя в совершении добра ближнему и в готовности добровольно претерпевать за него трудности, стесненность и даже страдания, и Спаситель являет и то, и другое. Воплощением Своим Он обновляет поврежденную грехом человеческую природу, Крестным же подвигом избавляет нас от власти зла. «Так мы получили жизнь во Христе, — заключает преподобный Ефрем Сирин, — Тело Господа вкусили вместо плодов древа… праведною кровью Его омыты от проклятия и чрез надежду воскресения… живем жизнью Его» (Толкование на Четвероевангелие, 21).

Воскресение Спасителя открыло человечеству врата Царствия Небесного и наполнило наше земное бытие непреходящим смыслом. Господь даровал Себя всем верующим в Него как образец добродетели и приобрел нетление, дабы по Его стопам шли и все спасаемые, как пишет о том преподобный Максим Исповедник (Амбигвы, 42). А для этого мы должны уже здесь, на земле, научиться дышать воздухом вечности, совлекаясь ветхого человека с делами его (Кол. 3:9), устрояя свою жизнь по Евангелию и участвуя в Таинствах Святой Церкви — наследницы великих обетований Божиих.

Вера в Воскресение Спасителя угашает пламя житейских треволнений и позволяет возвыситься над мирской суетой, помогает отвергать соблазны греха и преодолевать различные страхи. В ответ на Божественную любовь мы призваны являть «любовь от чистого сердца, доброй совести и нелицемерной веры» (1 Тим. 1:5). В ответ на Его милосердие — оказывать милость окружающим нас людям. В ответ на Его попечение — заботиться об устроении общественной жизни в согласии с высокими евангельскими идеалами.

Пасхальное торжество, преодолевая национальные и государственные границы, духовно объединяет миллионы христиан, проживающих в разных странах. Сей многоголосый земной хор вместе с сонмом бесплотных Сил Небесных воздает хвалу Господу Иисусу, за всех пролившему Свою Кровь и живоносною ценою искупившему мир (Октоих. Глас 6, стихиры в субботу утра).

Это благодарение из года в год, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие победно звучит по всей земле — звучит несмотря ни на какие искушения, трудности и испытания. Не прекращается оно и сегодня, когда мир страдает от губительного поветрия.

В нынешнее непростое время особенно важно поддержать тех, кто болен и немощен, кто скорбит из-за утраты своих родных и близких, кто лишился средств к существованию, кто не может прийти в храм. Окажем посильную помощь страждущим, не пройдем равнодушно мимо тех, кто нуждается в человеческом участии, внимании и заботе.

Совсем недавно из-за эпидемических мер многие из нас не могли посещать богослужения. Приобретенный нами опыт показал, сколь важно ценить и использовать любую возможность для того, чтобы участвовать в совместной молитве, в богослужениях и святых Таинствах, наипаче же — в Божественной Евхаристии, Которая соединяет нас со Христом и друг с другом.

Дорогие мои, сердечно поздравляю вас с великим праздником Пасхи и желаю вам крепкого здравия и щедрот от Жизнодавца ИисусаМилостивый Господь да сподобит всех нас истее причащатися Ему в невечернем дни Царствия Его и радостно свидетельствовать:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС! 

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Пасха Христова,

2021 г., г. Москва

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ митрополита Чебоксарского и Чувашского Савватия, Главы Чувашской митрополии

пастырям, монашествующим и всем верным чадам

Чебоксарско-Чувашской епархии Русской Православной Церкви

 

«…Пасха, радостию друг друга обымем! О Пасха!...»

(Стихира Пасхи)

 

Возлюбленные о Господе пастыри, монашествующие

и все боголюбивые чада Чебоксарско-Чувашской епархии!

 

От преисполненного великой радостью сердца приветствую всех вас словами победного пасхального ликования – Христос Воскресе!

 Вот и прошел период Святой Четыредесятницы – время сугубого поста, молитвы, испрашивания у великодаровитого Бога «духа целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви» (молитва прп. Ефрема Сирина). Однако окончание поста не означает завершение для христианина духовных подвигов. Наступил великий день, «праздников праздник и торжество из торжеств» – Святая Пасха. Песнопения, восхваляющие это величайшее событие, преисполнены премирного праздничного ликования и побуждают нас к стяжанию еще одной добродетели – духовной радости. Сам Господь, обращаясь по Своем Воскресении к женам-мироносицам, призывает: «Радуйтесь!» (Мф. 28:9). Ангел Господень, обращаясь к Марии Деве, также утверждает: «…чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе…» (задостойник Пасхи). И действительно, не должно быть места унынию, отчаянию, скорби, страху – «…Христос бо воста, веселие вечное». Будем внимать этим словам и радоваться Его преславному Воскресению, перед которым меркнут все трудности, препятствия и сложности бушующего житейского моря. Случилось не просто чудо – смерть побеждена, оковы ада сломлены: «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало…».

Прошли века с того светлого и светозарного события, но нет большей радости для человека, чем радость о Воскресении Христовом. Святитель Григорий Богослов велегласно утверждает, что этот праздник «…настолько превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, насколько солнце превосходит звезды». Праздник Пасхи имеет всеобъемлющий характер. «Воскресения день, просветимся людие…» – слышим мы слова праздничного канона, призывающие всех людей без исключения воспеть спасительные пасхальные гимны Победителю смерти. Торжество это объемлет всё творение Божие: «Ныне вся исполнишася света небо же и земля и преисподняя, да празднует убо вся тварь восстание Христово…». Воскресение Христово празднует не только земной мир, но и мир ангельский, небесный: «Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется…». Радость эта не померкнет ни перед чем преходящим, временным, ибо Господь дал нам Свое обетование: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).

Воскресение Христово – центральное событие христианского вероучения. Апостол Павел в своем послании к Коринфянам пишет: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор. 15:14). Но мы знаем, и все мы едиными усты и единым сердцем многократно исповедуем, что Христос Воскрес! Воистину Воскрес! Воскресший Спаситель даровал нам не просто победу над врагом, не только исполнил Свое обетование, но и совершил спасение всего мира, разрушил смерть и открыл нам врата рая, некогда затворенные. Воскресение Христово – это залог и нашего воскресения: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. …. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1Кор. 15: 20, 22).

Для человеческого ума в полной мере непостижима Божественная любовь, проявленная к Своему творению: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Сын Божий пришел в этот мир ради каждого из нас, «…чтобы взыскать и спасти погибшее» (Мф. 18:11). Он страдал от врагов, Своих распинателей, терпел унижения, заплевания и раны, но не переставал любить Свое творение. Эта всепрощающая любовь Господня должна научить и нас любить всех людей – и ненавидищях нас, и недоброжелателей, не разделяя на добрых и плохих, своих и чужих. Христианская любовь не имеет границ, она совершенна. Господь призывает нас к ее достижению: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44).

Подобно святым апостолам и женам-мироносицам, услышавшим о Воскресении Христа, призываю вас, являя образ верных учеников Спасителя, щедро делиться пасхальной вестью радости и надежды со всеми – близкими и дальними, родными и незнакомыми. Провозглашайте эту радость, не только словесно, но и деятельной помощью всем тем, кто нуждается в поддержке. Восполняйте эту нужду своим открытым сердцем и добрым христианским отношением. Порой окружающим не хватает элементарных знаков внимания и почтения – улыбки, приветствия, доброго слова, учтивого и вежливого общения с нашей стороны. Не будем забывать о словах Господних: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). А проявление этой любви – это не только искренние слова, но и поступки верных евангельскому слову христиан, которые способны на совершение каждодневного подвига – дружбы без предательства, семейных отношений без измены, честности без корысти, искренности без лицемерия. Никогда не поздно положить начало возрождению своей духовной жизни, прокладывая тем самым путь ко спасению и жизни вечной, которая открылась для нас Искупителем – Господом Иисусом Христом.

Всечестные отцы, досточтимые монашествующие, дорогие братья и сестры! Пусть ничто не омрачает в эту пасхальную светозарную ночь наши сердца, которыми мы встречаем под сводами святых храмов «Воскресшаго тридневно от гроба Христа Жизнодавца». Пасхальная радость да примирит враждующих, да уничтожит ненависть, вражду и прочие беззакония между людьми, да просветит тех, кто еще не на пути спасения, да укрепит веру новоначальных и да объединит всех нас в совершении добрых дел не ради своего имени, а ради Воскресшего Спасителя мира.

С любовью о Христе Воскресшем,

САВВАТИЙ,

митрополит Чебоксарский и Чувашский.

Пасха Христова, 2021 г.

г. Чебоксары

 

25 апреля 2021 год, в Неделю ваий, в день двунадесятого праздника - Входа Господня во Иерусалим в нашем храме была совершена Божественная литургия, которую возглавил настоятель прихода протоиерей Сергий Барашков.

Накануне вечером было совершено Всенощное бдение с литией, а также освящение верб.

Вход Господень в Иерусалим является одним из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа; оно описано четырьмя евангелистами (см.: Мф. 21:1–11; Мк. 11:1–11; Лк. 19:28–40; Ин. 12:12–19). Торжественное прибытие Спасителя в Святой град накануне праздника Пасхи предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств (в первую очередь Быт. 49:10–11; Пс. 8:2–3; Зах. 9:9).

Воспоминанию этого события и посвящен один из основных церковных праздников, который в Православной Церкви включен в число двунадесятых. Он празднуется в воскресенье, непосредственно предшествующее пасхальному и открывающее собой Страстную седмицу, то есть включается в разряд переходящих.

Поскольку в символике и события Входа Господня в Иерусалим, и его литургического формуляра важное место занимают пальмовые ветви – вайи, этот праздник называют Неделей ваий. Святитель Амвросий Медиоланский толкует данное именование следующим образом: «Именно чрез масличное дерево, из коего происходит елей, умягчающий раны и врачующий болезни, означаются дела милосердия; а чрез крепкое финиковое дерево, ветвей которого оконечности белы, означается то, что после скорбей настоящей жизни мы преселимся в свет небесного отечества». В славянской традиции известно обозначение праздника еще и как Недели цветоносной, или цветной. На Руси в богослужебной практике пальмовые ветви традиционно заменяют ветвями вербы, отчего Неделя ваий носит также название Вербного воскресенья.

Вход Господень в Иерусалим. Икона

За пять дней до иудейского праздника Пасхи Господь подошел к селениям Виффагия и Вифания у Елеонской горы вместе со Своими учениками и поручил двум из них привести Ему молодого осла, на которого никто никогда не садился. Когда они исполнили повеление, Христос сел верхом на осла и стал спускаться с горы к Иерусалиму под приветственные возгласы учеников и народа, который встречал Господа, постилая свои одежды и срезанные с деревьев ветви на Его пути, радостно восклицая: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф. 21:9; Мк. 11:9; Лк. 19:38; Ин. 12:13).

 

http://www.zoofirma.ru/